Деловая игра

 

 

 

 

Толерантность как социальная ценность

 

 Цели игры:

 

·   дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;

 

·   предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у дошкольников;

 

·   смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

 

 

 

Участники: педагоги всех категорий: воспитатели, узкие специалисты; ведущая: старший воспитатель.

 

 

 

Литература:

 

1.    Постухова И.О. Пути и средства совершенствования работы ДОУ/ Управление ДОУ, 2006  № 2.

 

2.    Гин А.  Приемы педагогической техники/ – М.: Издательство ВИТА пресс, 2006.

 

3.    Николаичева Н.Н., Крайнова М.П. "Все на свете друг другу нужны / Воспитатель ДОУ, 2008  № 4.

 

4.    Калачева Т.В. «Нетрадиционные формы работы с педагогами» /справочник  Старшего воспитателя ДОУ, 2009

 

 

 

Сценарный игры

 

 

 

Мотивационно-организационный этап

 

«Толерантность» – это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.

 

 

 

Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.

 

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру так и назовем: «Толерантность». Игра на толерантность, равно как и экзамен на человечность.

 

 

 

Игровой этап

 

Ступенька «Я»

 

Игровое проектирование «Самопрезентация». На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества присущие участнику.

 

Действие по инструкции «Продолжи фразу». Участники размышляют на тему «Со мною вот, что происходит».

 

·               Я грущу, когда …

 

·               Мне весело, когда …

 

·               Я обижаюсь, когда …

 

·               Я злюсь, когда …  

 

·               Я радуюсь, когда …

 

·               Мне нравится, когда…

 

·               Я теряюсь, когда…

 

·               Я страдаю, когда…

 

·               Я плачу, когда…

 

 

 

Ступенька «Мир людей»

 

Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой  контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным.

 

Дискуссия. Я предлагаю вам высказать свою точку зрения на поэтический тезис М. Ножкина  «Добро должно быть с кулаками».

 

·   Если это истина, поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.

 

·   Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.

 

·   Если сомневаетесь, в ваших высказываниях будет присутствовать знак вопроса.

 

·   Если имеете другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.

 

 

 

Мотивационно-побудительная игра «Волшебная палочка». Вбрасывается одно слово «Солнце». Каждый участник добавляет  к нему по одному слову, получается большое предложение.

 

 

 

Разыгрывание ролей «Пойми меня».

 

«Счастье – это когда тебя понимают». Сейчас мы попробуем понять друг друга. Участники разбиваются по двое. Один участник объясняет значение слова другому. Упор делается на признаки этого предмета, явления и т.д.  (Предлагаются слова: радость, сострадание, терпение, улыбка и т.п.)

 

 

 

Ступенька «Окружающий мир»

 

Окружающий мир – это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты. Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос: «Как жить спокойно?» – и порой затрудняемся найти ответ. Сейчас мы проведем тренинг на психическую устойчивость.

 

Рефлексивно – оценочная игра «Конфликтная ситуация». Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая  предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в не предосудительности своих действий.

 

·   Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вот ненормальный!»

 

·   Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.

 

·   В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.

 

Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства  делают утро хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными.  Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.

 

 

 

Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».

 

 

 

·               Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.

 

·               Вы поругались с любимым человеком.

 

·               Вы опоздали на автобус.

 

·               Вы сегодня не ели и обед не предвидится.

 

·               Вы сломали ногу.

 

·               Вас вызвали в школу.

 

·               У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.

 

А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять их боль? Может быть, женщина, кричащая в автобусе о том, что ей на ногу, кричит совсем о другом: о неустройстве, о черствых детях, о болезни, о жизни, которая проходит?! Хватит ли нам сердца порадоваться за талантливого человека. Задание, которое я хочу предложить называется «В картинной галерее»

 

Решение  ситуативных задач. Вам необходимо внимательно посмотреть на картину, проникнуться жизнью героя, войти в его образ, понять его состояние, эмоции и, наконец, озвучить его мысли.

 

Заключительный этап

 

Ступенька «творческая мастерская»

 

Самая высокая ступень – в творческую мастерскую. Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей.

 

Резюме

 

Мы сегодня проверили себя на толерантность. И хотя это была игра, она показала, что у нас не исказился взгляд и не очерствело сердце. У нас много времени впереди, мы сможем созидать добро, если к этому стремиться!

 

Анализ результатов: Сравнение поставленных задач с полученными выводами.